Историческая справка

Хакасский государственный университет им.Н.Ф.Катанова вчера, сегодня, завтра: традиции прошлого, задачи настоящего и перспективы будущего развития

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова создавался путем интегрирования разноуровневых образовательных учреждений, но как высшее учебное заведение является историческим приемником Абаканского государственного педагогического института, возникшего на базе Абаканского учительского института, который был открыт в 1939 году. Вместе с тем одно из вошедших в структуру университета учреждений среднего профессионального образования возникло десятилетием ранее. Первое учреждение среднего профессионального образования появилось в Хакасии в 1929 году. Это был Хакасский педагогический техникум, впоследствии переименованный в педучилище, в настоящее время – колледж педагогического образования, информатики и права ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

В 1932 году в Хакасии открылось еще одно среднее заведение профобразования – Хакасский коневеттехникум (впоследствии сельскохозяйственный техникум, а ныне сельскохозяйственный колледж в составе сельскохозяйственного института ХГУ). В 1934 году была открыта Абаканская фельдшерско-акушерская школа (затем  медицинское училище, ныне медицинский колледж в составе медико-психолого-социального института ХГУ им. Н.Ф. Катанова). Добавим, что четвертым из вошедших в университет средних профессиональных заведений было Абаканское музыкальное училище, открытое в 1960 году, теперь это музыкальный колледж в составе института искусств ХГУ.

Итак, отвечая потребностям экономики, условия подготовки специалистов средней квалификации были заложены в Хакасии в 30-е годы. Тогда же ощущалась нехватка квалифицированных учительских кадров, что препятствовало решению важной государственной задачи – переходу к всеобщему семилетнему образованию. Инициатива по разрешению вопроса об учителях неполных средних школ принадлежала  председателю Хакасского облисполкома и депутату Верховного Совета СССР С.Е. Инкижекову, который обратился в Наркомпрос РСФСР, лично к Н.К. Крупской. В результате осенью 1939 года в Абакане начинает работать учительский институт, что обусловило начало высшего профессионального образования в Хакасии.   

Первым директором учительского института был В.Г. Дубов, до этого возглавлявший Хакасское педагогическое училище. Первый набор студентов института распределился следующим образом: 66 студентов обучались на отделении русского языка и литературы, 3 – истории, 29 – математики и физики. Были организованы первые кафедры: марксизма-ленинизма, истории, языка и литературы, физики и математики, педагогики. В 1940 году открылось отделение заочного обучения.

Когда завершался второй учебный год института, началась Великая Отечественная война. В первые дни войны добровольцами ушли на фронт заведующий кафедрой педагогики А.Н. Устинов, выпускники С.Ф. Аешин, Н.К.Лаврентьев и другие. Первый выпуск – 79 человек с дипломами учителей неполных средних школ – состоялся в июле 1941 года.

Осенью 1941 года педагогические кадры Абаканского учительского института пополнились за счет эвакуированных преподавателей московских вузов, в том числе МГУ, что оказало положительное влияние на постановку учебной и научной работы, дало возможность продуктивного обмена научными и методическими идеями.  Молодым ученым был представлен пример сбора и изучения местного материала: доктор исторических наук, профессор С.А. Токарев стал изучать историю хакасов по документам государственного архива Хакасской автономной области; кандидат филологических наук, доцент Л.С. Шептаев занялся сбором хакасского фольклора.

Несмотря на тяготы военного времени, Абаканский учительский институт продолжал развитие как образовательный, культурный и научный центр Хакасии – в 1943 году в его структуре было открыто отделение хакасского языка и литературы для подготовки учителей национальных школ.  С этого момента хакасский язык и литература становятся предметами  учебных курсов, для ведения которых создается кафедра хакасского языка.  Ее заведующим стал известный тюрколог Ф.Г. Исхаков (в 1940 году Наркомпрос РСФСР командировал его в Красноярский край, во время войны он работал инспектором Хакасского областного отдела народного образования).

Война еще не закончилась, но уже прогнозировались кадровые потребности послевоенного периода, в том числе в социально-культурной сфере. В плане школьного образования ожидались, с одной стороны, значительный рост контингента учащихся старших классов, а с другой – снижение удельного веса учителей с высшим образованием, связанное в основном с реэвакуацией. Хакасии нужны были свои педагоги. 10 февраля 1944 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об организации Абаканского государственного педагогического института с факультетами: русского языка и литературы, исторического, физико-математического.

Создание педагогического института происходило на практическом фундаменте учительского института. Однако официальное закрытие последнего состоялось только в 1954 году – когда, по-видимому, подготовка учителей для семилетней школы утратила актуальность. До этого же времени при едином финансовом обеспечении, административном руководстве, профессорско-преподавательском составе и учебно-материальной базе у того и другого института были разные коллективы учащихся – их обучение отличалось по срокам, учебным планам и программам. Директором пединститута и одновременно – учительского был А.Н. Пархоменко (выпускник исторического факультета Саратовского государственного университета, в Абакан направлен по распределению). Кафедры учительского института были преобразованы в единые кафедры для двух институтов: марксизма-ленинизма, педагогики и психологии, истории, литературы, языка, хакасского языка и литературы, физики и математики, военной и физической подготовки.  Но, если в учительском институте учебно-воспитательный процесс продолжал упорядочиваться в форме отделений, то в пединституте основной административно-организационной единицей работы со студентами стали факультеты. Первоначально в АГПИ было три факультета: русского языка и литературы, исторический и физико-математический. С течением времени данная структура варьировалась и дополнялась. Так, в 1953 году факультеты русского языка, литературы и истории были объединены в один историко-филологический факультет с хакасским отделением, в 1961 году в АГПИ был открыт биолого-химический факультет, в 1963 – факультет иностранных языков.

Осенью 1944 года к занятиям приступило 87 студентов педагогического института, 81 студент первого и 143 студента второго курсов учительского института, в это же время в профессорско-преподавательском составе числилось 26 человек, из них 6 – с учеными степенями. В 1994 году на дневное обучение было принято 715 человек, на заочное – 239, а весь студенческий контингент достигал 3540 человек на дневном отделении, 1154 – на заочном; работало 340 преподавателей, из них 120 с учеными степенями и званиями.

В 1968 году АГПИ был отнесен к вузам второй категории, в 1989 – первой. Награждался Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.  В 1992 году Советом Министров Республики Хакасия АГПИ было присвоено имя первого ученого-хакаса, известного тюрколога Н.Ф. Катанова. За 50-летнию историю существования вуз подготовил 21899 педагогов, которые направлялись в систему образования Хакасии, Тувы, Красноярского края и других регионов. Более 150 его выпускников стали дипломированными учеными. Таким образом, вхождение АГПИ в 1994 году в состав университета обеспечило преемственность более чем полувековой научной и педагогической традиции.

Постановление Правительства Российской Федерации № 724 «О создании Хакасского государственного университета» было принято 19 июня 1994 года.  10 августа 1994 года Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Хакасия и Совета Министров Республики Хакасия от №10/10 университету присвоено имя Н.Ф. Катанова.  Социально-экономические изменения середины 90-х годов обострили необходимость подготовки в Хакасии собственных специалистов в области юриспруденции, экономики, информационных технологий, сельского хозяйства и других отраслей. В этой связи ХГУ им. Н.Ф. Катанова формировался как многопрофильный университет классического типа, реализующий многоуровневую модель высшего образования, основанную на принципах непрерывности и преемственности. Первоначально состав вуза образовывали 10 факультетов (физико-математический, индустриально-педагогический, биолого-химический, исторический, русской филологии, национального образования и тюркологии, дошкольного образования, экономики и права), 3 училища (педагогическое, медицинское, музыкальное) и сельскохозяйственный техникум. В дальнейшем структура изменялась как за счет открытия новых, так и реорганизации уже действующих подразделений.

В переходный момент, то есть последним ректором АГПИ был кандидат исторических наук, профессор С.П. Ултургашев, который возглавлял Абаканский пединститут с 1977 года. Первым ректором Хакасского госуниверситета стал доктор философских наук, профессор В.А. Кузьмин. С ноября 2006 года университетом руководил кандидат физико-математических наук, профессор Г.С. Сурвилло. С августа 2008 года по февраль 2015 года обязанности ректора исполняла доктор медицинских наук О.В. Штыгашева. В январе 2015 года на конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся ректором ХГУ им. Н.Ф. Катанова была избрана доктор экономических наук, профессор Т.Г. Краснова.

Сегодня в состав университета входят 10 институтов (естественных наук и математики (ИЕНиМ), информационных технологий и инженерного образования (ИИТИО), искусств (ИИ), истории и права (ИИП), непрерывного педагогического образования (ИНПО), филологии и межкультурной коммуникации (ИФиМК), экономики и управления (ИЭУ); медико-психолого-социальный (МПСИ), сельскохозяйственный (СХИ), институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПКиПК), где реализуются программы дополнительного образования; колледж педагогического образования, информатики и права (КПОИиП) и 3 колледжа в составе институтов (сельскохозяйственный колледжмедицинский колледж и музыкальный колледж). Кроме того – студенческий культурный центр (ФДПС).

В 2016 году ХГУ вошел в число лучших классических вузов России. Профессиональная подготовка осуществляется по 11 основным группам направлений подготовки высшего образования (естественные, гуманитарные и социальные науки, образование и педагогика, здравоохранение, культура и искусство, экономика и управление, сфера обслуживания, сельское и рыбное хозяйство, информатика и вычислительная техника, строительство и архитектура, безопасность жизнедеятельности, природоустройство и защита окружающей среды); 9 основным группам среднего профессионального образования; 24 образовательным программам послевузовского образования, включая интернатуру, ординатуру, аспирантуру. Имеется докторантура по двум научным специальностям (07.00.02 – Отечественная история и 10.02.01 – Русский язык). На базе университета  работает совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности: 10.02.01. – Русский язык (филологические науки).

В образовательно-научной инфраструктуре вуза: библиотека с филиалами (в том числе электронными читальными залами); научно-исследовательский институт гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии; издательство; центр информационных технологий; юридическая клиника; ресурсный центр «IТ-технологии», «Школа программистов» и др. Материально-техническую базу образуют 17 учебных корпусов с 8 спортивными залами, 11 общежитий, комбинат питания, здравпункты и т.д. Хакасский госуниверситет постоянно вкладывает средства в обновление и улучшение социально-бытовых условий. Так, в 2016 году был введён в эксплуатацию новый корпус, оборудованный по последним требованиям  и образовательным стандартам: аудиторные классы, электронный читальный зал, современные лаборатории.  ( ЕГО ПЛОЩАДЬ 11ТЫС.600 кв.м)

В ХГУ созданы все необходимые условия для получения инклюзивного образования. С пониманием особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей  в аудиториях, кабинетах для практических занятий и библиотеке специально оборудованы места с учётом каждого вида нарушения здоровья.  Для студентов с ограниченными особенностями здоровья разработаны адаптированные образовательные программы. Предусмотрено организационно-педагогическое сопровождение, помощь в устройстве на практику, а выпускникам оказывается содействие трудоустройству. Для  инклюзивного образования обучения  в университете имеются специальные учебники, пособия и дидактические материалы, а наличие современных информационно-коммуникационных технологий и систем позволяет особенным молодым людям получать знания, как в индивидуальном порядке, так и в группе.

Также с 2016 года в вузе действует проект «Кухни народов мира», в рамках которого студенты, преподаватели и сотрудники вуза знакомятся с гастрономическими традициями разных стран. В университете их прошло уже шесть: хакасская, белорусская, индийская, русская, китайская и американская.

Университет обеспечен квалифицированными научно-педагогическими кадрами: среди преподавателей 256 кандидатов наук, более 40 докторов наук и профессоров. Контингент обучающихся всех уровней и форм обучения составляет свыше  9  тысяч.

Являясь крупнейшим научным центром региона, ХГУ им. Н.Ф. Катанова осуществляет научно-исследовательскую деятельность по 16 основным направлениям, 5 из которых соответствуют Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечню критических технологий Российской Федерации. Основные научные направления университета охватывают все области наук и соответствуют профилю подготовки обучающихся. Выполняются фундаментальные, поисковые, прикладные и методические научные исследования.

Научные коллективы университета участвуют в решении актуальных проблем региона: реализуются целевые программы в области сохранения и развития языков, образования, биологии и экологии;  ведется разработка национально-регионального компонента общего образования, учебников по хакасскому языку и литературе и т.д.

Двое из ведущих ученых ХГУ отмечены как руководители научных коллективов, получивших статус «Научная школа Республики Хакасия» (2010 г.): доктор физико-математических наук В.Н. Удодов и доктор ветеринарных наук В.Ю. Чумаков. За высокие показатели в подготовке научных и научно-педагогических специалистов высшей квалификации удостоены премии Главы Республики Хакасия доктор филологических наук И.В. Пекарская (2011 г.), доктор исторических наук Н.Я. Артамонова (2012 г.), доктор педагогических наук Н.П. Шишлянникова (2012 г.).  Также премией Главы Республики Хакасия за высокие результаты научных исследований и их внедрение в социально-экономическую сферу Республики Хакасия награждались кандидат ветеринарных наук Е.Л. Безрук (2011 г.), доктор медицинских наук В.В. Юрченко (2011 г.), доктор ветеринарных наук Е.Ю.Складнева (2014 г.), доктор медицинских наук О.Ю. Килина (2015 г.) и доктор физико-математических наук Ю.Я. Гафнер (2015 г.). В 2016 году премии Правительства Республики Хакасия «Молодой исследователь» были удостоены два молодых ученых: кандидат философских наук, доцент Ю.М. Аксютин и старший преподаватель А.И. Евдокимов. 

Более 40 сотрудников награждены знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». В целом же различными государственными, отраслевыми и другими наградами удостоены около 200 работников университета.  

Подтверждая высокий уровень и авторитетность научных коллективов, ХГУ им. Н.Ф. Катанова успешно выступает как центр проведения научных мероприятий – международных, всероссийских, региональных и внутривузовских. Не одно поколение исследователей сформировалось в рамках проводящейся с 1997 года ежегодной международной школы-конференции студентов и молодых ученых «Экология Южной Сибири и  сопредельных территорий». А основной в республике стартовой площадкой для молодежи, стремящейся к научной деятельности, являются Дни науки «Катановские чтения», представляющие самое масштабное мероприятие  университета (более 3000 участников). В 2017 году они состоялись в 25-й раз.

ХГУ – главная республиканская площадка, на которой жители Хакасии могут проверить свои знания в разных областях. В Хакасском госуниверситете проходят этнографический, тотальный (русский язык) и географический диктанты.

Студенты университета ежегодно становятся победителями различных региональных научных конкурсов и олимпиад. В 2017 г. обучающиеся ХГУ им. Н.Ф. Катанова завоевали 9 призовых мест (из 12 возможных) в конкурсе научно-исследовательских работ «Научный потенциал Хакасии», стали призерами республиканских Дней славянской письменности и культуры.

Обучающимся университета предоставляется возможность участвовать и в выездных научных мероприятиях. География участия разнообразна: Красноярск, Томск, Кемерово, Новосибирск, Иркутск, Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Чита, Казань и т.д. В 2017 году студенты уже успели завоевать множество наград. Студентки института экономики и управления Кристина Гоммер и Екатерина Плотникова стали лауреатами интернет-этапа олимпиады и обладателями диплома II степени Всероссийской олимпиады по экономике труда и управлению персоналом, Победителями в номинации «Связи с общественностью, реклама и медийные технологии в сфере политики и избирательных кампаний» красноярского регионального тура конкурса студенческих проектов в области общественных связей, рекламы и медийных технологий «Хрустальный апельсин» признаны аспирант Олеся Вольф и магистрант Марина Морозова из института филологии и межкультурной коммуникации. Студент того же института Владислав Лимбах стал победителем Международного студенческого конкурса «Popular Science Radio Stand Up», а Никита Смирнов признан лучшим в Сибирском федеральном округе по результатам интернет-тура Всероссийской студенческой олимпиады по журналистике. Студенты колледжа педагогического образования информатики и права Хакасского госуниверситета стали региональными победителями второго тура Международного «Молодежного чемпионата по информатике, литературе и истории» (г. Пермь).

Успешно проявляют себя студенты и в творческих испытаниях, в том числе выездных. Так, обучающаяся по специальности «Декоративно-прикладное творчество (художественная керамика)» Мария Баскакова получила, начиная с 2012 года, 18 дипломов. Из них: два диплома за первое и третье место XII международной выставки-конкурса современного искусства «Российская неделя искусств» (Москва); два диплома за первое и второе место V международной выставки-конкурса современного искусства «Санкт-Петербургская неделя искусств» (Санкт-Петербург);  диплом международной выставки-конкурса современного славянского искусства «Дни русской культуры в Латвии» (Рига).

Три года подряд завоевывали  гран-при на международном конкурсе-фестивале «Сибирь зажигает звезды» (Новосибирск) в номинации «Вокал эстрадный. Соло» студенты музыкального  колледжа ИИ ХГУ им. Н.Ф. Катанова: в 2012 году – Юлиана Геккель, в 2013 году – Ксения Беломыцева, в 2015 году – Полина Антипина. Также студенты музколледжа награждались дипломами международного конкурса «Музы Мира» (Москва), всероссийского конкурса «Москва – Бийск транзит (Бийск), всероссийского регионального фестиваля молодежного творчества «Звездный дождь» (Красноярск) и др. В 2017 году Екатерина Пожидаева из института искусств стала лауреатом двух Международных конкурсов детского и юношеского творчества «Край любимый сердцу снится» и «Дорогою добра» (Новосибирск), а студенты музколледжа Александра Самойлова, Алина Иванова, Ирина Тырышкина и Алина Тюмерекова признаны победителями и бронзовыми призерами IV Международного конкурса «Музыкальная шкатулка» (Омск).

Студенты ХГУ им. Н.Ф. Катанова ежегодно активно участвуют и побеждают в республиканском фестивале творчества молодёжи «Весна в Хакасии». В 2017 году команде Хакасского государственного университета присуждено итоговое первое место, а в направлении «Музыка» Гран-при завоевал студент института информационных технологий и инженерного образования Александр Семериков.

Впечатляют спортивные достижения студентов. Среди побед: Дмитрий Казыгашев в Японии победил на Кубке мира по косикэ каратэ; Татьяна Зырянова завоевала в Казани золото 27-х Всемирных студенческих игр в борьбе на поясах, а в Иваново – первое место на Кубке России; Вадим Трунов  победил во Франции на Чемпионате мира IPC по легкой атлетике; Светлана Акатова завоевала бронзу открытых областных соревнований «Кубок Губернатора Кемеровской области» по настольному теннису среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата; Алена Гончаренко стала бронзовым призером первенства России по пауэрлифтингу (жиму) среди юниоров и юниорок.

Университет продолжает активную интеграцию в международное образовательное пространство, развивая контакты с такими представительствами, как Немецкая служба академических обменов (DААD), Немецкий культурный центр им. Гете и др.  Подписаны договоры с учебными заведениями Австрии, Болгарии, Греции, Казахстана, Кыргызстана, Китая,  Монголии, Польши, США, Кыргызстан, г. Бишкек Узбекистана. В стенах ХГУ им. Н.Ф. Катанова проходят стажировки студенты из Австрии, Китая, Монголии, США, Бельгии, Индии, стран Средней Азии и Закавказья. В тоже время университетом используются возможности, позволяющие направлять студентов, аспирантов и преподавателей на работу и обучение за рубеж.

Ведущий государственный вуз на территории Южной Сибири, ХГУ им. Н.Ф. Катанова остается главным центром формирования интеллектуальной хакасской элиты –  46 процентов обучающихся в университете принадлежат коренному этносу, что составляет более 80 процентов от количества всех хакасов, получающих высшее образование. ХГУ им. Н.Ф. Катанова обеспечивает сохранение и развитие национальной культуры хакасов, является единственным вузом в России, который ведет подготовку специалистов в области хакасского языка и литературы, народного творчества. Ведущим в этом направлении является научно-исследовательский институт гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии.  ИГИСАТ занимается изучением проблем функционирования хакасского языка и языков других народов Республики Хакасия и Саяно-Алтайского региона, а к его практическим приоритетам относится актуальная в современном плане развития национальной культуры задача – подготовка кадров высшей квалификации, докторов наук по хакасской филологии и теории языка.

Спустя 23 года с момента создания ХГУ им. Н.Ф. Катанова представляет собой немаловажный фактор устойчивого развития региона и основной полигон, обеспечивающий кадрами с высшим и средним профессиональным образованием Республику Хакасию, Республику Тыву, близлежащие районы Красноярского края и Кемеровской области. Выпускники университета, среди которых ученые, педагоги, государственные деятели, ведущие специалисты и руководители ведомств, учреждений и предприятий,  достойно представляют свой вуз во всех сферах профессиональной деятельности.

Трудоустройство выпускников – одна из первоочередных приоритетных задач вуза. По итогам мониторинга деятельности образовательных организаций по содействию трудоустройству выпускников за 2015 год, который проводил Минобрнауки России, отдел практик и содействия трудоустройству выпускников (ОПиСТВ) ХГУ им. Н.Ф. Катанова занял в рейтинге 3 место. Более половины выпускников университета 2016 года, получавших высшее и среднее профессиональное образование, трудоустроены, без учета того, что многие выпускники еще продолжают обучение по программам послевузовского образования (или находятся в рядах Вооруженных сил РФ, в отпуске по беременности). При этом более 70%  выпускников из числа трудоустроенных работают в Хакасии и трудятся по специальности.

ХГУ вносит свой вклад и в развитие культурно-просветительского развития  республики. Каждую неделю в электронном читальном зале библиотеки вуза проходят публичные лекции в рамках проекта «За страницами вузовского учебника».  Его реализует кафедра философии и культурологии института экономики и управления совместно с научной библиотекой вуза. Лекции ведущих преподавателей и ученых университета позволяют участникам лектория поближе познакомиться с содержанием некоторых «вечных» задач, а также с комплексом современных проблем естественных, социальных и гуманитарных наук.

 

Страница создана: 25.01.2011
Последний раз редактировалась: 21.06.2017
Новости
24.11.2017

Студенты ХГУ знают, как противодействовать негативным явлениям

В институте истории и права Хакасского госуниверситета в рамках научно-практической конференции «Эволюция государственно-правовых систем» состоялся круглый стол «Противодействие терроризму, экстремизму, наркоторговле и коррупции». Его участниками стали студенты и преподаватели вуза.
24.11.2017

В ХГУ работает «Школа классного руководителя»

В колледже педагогического образования, информатики и права ХГУ состоялось очередное занятие в «Школе классного руководителя». Поработать с классными руководителями академических групп пригласили начальника отдела молодежи Государственного комитета по делам молодежи Республики Хакасия Елену Злобину.
24.11.2017

Преподаватели и студенты ХГУ проведут мастер-классы на фестивале «Джаз в Хакасии»

1 декабря, в музыкальном колледже Хакасского госуниверситета в рамках межрегионального фестиваля «Джаз в Хакасии» состоятся мастер-классы по джазовой импровизации, ансамблевому исполнительству, инструментальному и вокальному мастерству, а также открытые уроки, круглый стол и джем-сейшен.
23.11.2017

Президент России о поддержке талантливой молодёжи в сфере искусства

Во время недавнего визита в Санкт-Петербург Президент России Владимир Путин провёл совещание по вопросам поиска, поддержки и профессиональной подготовки талантливой молодёжи в сфере искусства.
23.11.2017

В предпринимательской активности молодежи – резерв развития региона

Сегодня в Хакасском госуниверситете начала свою работу VIII международная научно-практическая конференция «Конкурентный потенциал региона: оценка и эффективность использования». Участниками научного форума стали учёные, преподаватели, аспиранты и студенты из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Красноярска, Благовещенска, а также специалисты-практики из Монголии, Белоруссии и Украины. Организатором форума выступил институт экономики и управления.
23.11.2017

Педагоги Хакасии обсудят перспективы развития современного образования

На ярмарке будут представлены инновационные образовательные проекты. Почти 300 участников из Хакасии, юга Красноярского края и Казахстана расскажут о результатах своих исследований 24 ноября на международной научно-практической конференции в институте непрерывного педагогического образования ХГУ.
23.11.2017

Мастер-класс для студентов проведут криминалисты

23 ноября в криминалистической лаборатории ХГУ состоится мастер-класс для курсантов Училища олимпийского резерва. Ребят научат проверять подлинность документов и купюр и отличать их от поддельных.