Историческая справка

Университет вчера и сегодня

Образованный в 1994 году Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова создавался путем интегрирования разноуровневых образовательных учреждений, но как высшее учебное заведение является историческим приемником Абаканского государственного педагогического института, который в свою очередь возник на базе открытого в 1939 году Абаканского учительского института. Вместе с тем одно из вошедших в структуру университета учреждений среднего профессионального образования возникло десятилетием ранее. Первое учреждение среднего профессионального образования появилось в Хакасии в 1929 году. Это был Хакасский педагогический техникум, впоследствии переименованный в педучилище, в настоящее время – Колледж педагогического образования, информатики и права ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

В 1932 году в Хакасии открылось еще одно среднее заведение профобразования – Хакасский коневеттехникум (впоследствии сельскохозяйственный техникум, а ныне сельскохозяйственный колледж в составе сельскохозяйственного института ХГУ). В 1934 году была открыта Абаканская фельдшерско-акушерская школа (затем  медицинское училище, ныне медицинский колледж в составе медико-психолого-социального института ХГУ им. Н.Ф. Катанова). Добавим, что четвертым из вошедших в университет средних профессиональных заведений было Абаканское музыкальное училище, открытое в 1960 году, теперь же музыкальный колледж в составе института искусств ХГУ.

Итак, отвечая потребностям экономики, условия подготовки специалистов средней квалификации были заложены в Хакасии в 30-е годы. Тогда же ощущалась нехватка квалифицированных учительских кадров, что препятствовало решению важной государственной задачи – переходу к всеобщему семилетнему образованию. Инициатива по разрешению вопроса об учителях неполных средних школ принадлежала  председателю Хакасского облисполкома и депутату Верховного Совета СССР С.Е. Инкижекову, который обратился в Наркомпрос РСФСР, лично к Н.К. Крупской. В результате осенью 1939 года в Абакане начинает работать учительский институт, что обусловило начало высшего профессионального образования в Хакасии.   

Первым директором учительского института был В.Г. Дубов, до этого возглавлявший Хакасское педагогическое училище. Первый набор студентов института распределился следующим образом: 66 студентов обучались на отделении русского языка и литературы, 3 – истории, 29 – математики и физики. Были организованы первые кафедры: марксизма-ленинизма, истории, языка и литературы, физики и математики, педагогики. В 1940 году открылось отделение заочного обучения.

Когда завершался второй учебный год института, началась Великая Отечественная война. В первые дни войны добровольцами ушли на фронт заведующий кафедрой педагогики А.Н. Устинов, выпускники С.Ф. Аешин, Н.К.Лаврентьев и другие. Первый выпуск – 79 человек с дипломами учителей неполных средних школ – состоялся в июле 1941 года.

Осенью 1941 года педагогические кадры Абаканского учительского института пополнились за счет эвакуированных преподавателей московских вузов, в том числе МГУ, что оказало положительное влияние на постановку учебной и научной работы, дало возможность продуктивного обмена научными и методическими идеями.  Молодым ученым был представлен пример сбора и изучения местного материала: доктор исторических наук, профессор С.А. Токарев стал изучать историю хакасов по документам государственного архива Хакасской автономной области; кандидат филологических наук, доцент Л.С. Шептаев занялся сбором хакасского фольклора.

Несмотря на тяготы военного времени, Абаканский учительский институт продолжал развитие как образовательный, культурный и научный центр Хакасии – в 1943 году в его структуре было открыто отделение хакасского языка и литературы для подготовки учителей национальных школ.  С этого момента хакасский язык и литература становятся предметами  учебных курсов, для ведения которых создается кафедра хакасского языка.  Ее заведующим стал известный тюрколог Ф.Г. Исхаков (в 1940 году Наркомпрос РСФСР командировал его в Красноярский край, во время войны он работал инспектором Хакасского облоно (областного отдела народного образования)).

Война еще не закончилась, но уже прогнозировались кадровые потребности послевоенного периода, в том числе в социально-культурной сфере. В плане школьного образования ожидалось, с одной стороны, значительный рост контингента учащихся старших классов, а с другой – снижение удельного веса учителей с высшим образованием, связанное в основном с реэвакуацией. Хакасии нужны были свои педагоги. 10 февраля 1944 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об организации Абаканского государственного педагогического института с факультетами: русского языка и литературы, исторического, физико-математического.

Создание педагогического института происходило на практическом фундаменте учительского института. Однако официальное закрытие последнего состоялось только в 1954 году – когда, по-видимому, подготовка учителей для семилетней школы утратила актуальность. До этого же времени при едином финансовом обеспечении, административном руководстве, профессорско-преподавательском составе и учебно-материальной базе у того и другого института были разные коллективы учащихся – их обучение отличалось по срокам, учебным планам и программам. Директором пединститута и одновременно – учительского был А.Н. Пархоменко (выпускник исторического факультета Саратовского государственного университета, в Абакан направлен по распределению). Кафедры учительского института были преобразованы в единые кафедры для двух институтов: марксизма-ленинизма, педагогики и психологии, истории, литературы, языка, хакасского языка и литературы, физики и математики, военной и физической подготовки.  Но, если в учительском институте учебно-воспитательный процесс продолжал упорядочиваться в форме отделений, то в пединституте основной административно-организационной единицей работы со студентами стали факультеты. Первоначально в АГПИ было три факультета: русского языка и литературы, исторический и физико-математический. С течением времени данная структура варьировалась и дополнялась. Так, в 1953 году факультеты русского языка, литературы и истории были объединены в один историко-филологический факультет с хакасским отделением, в 1961 году в АГПИ был открыт биолого-химический факультет, в 1963 – факультет иностранных языков.

Осенью 1944 года к занятиям приступило 87 студентов педагогического института, 81 студент первого и 143 студента второго курсов учительского института, в это же время в профессорско-преподавательском составе числилось 26 человек, из них 6 – с учеными степенями. В 1994 году на дневное обучение было принято 715 человек, на заочное – 239, а весь студенческий контингент достигал 3540 человек на дневном отделении, 1154 – на заочном; работало 340 преподавателей, из них 120 с учеными степенями и званиями.

В 1968 году АГПИ был отнесен к вузам второй категории, в 1989 – первой. Награждался Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.  В 1992 году Советом Министров Республики Хакасия АГПИ было присвоено имя первого ученого-хакаса, известного тюрколога Н.Ф. Катанова. За 50-летнию историю существования вуз подготовил 21899 педагогов, которые направлялись в систему образования Хакасии, Тувы, Красноярского края и других регионов. Более 150 его выпускников стали дипломированными учеными. Таким образом, вхождение АГПИ в 1994 году в состав университета обеспечило преемственность более чем полувековой научной и педагогической традиции.

Постановление Правительства Российской Федерации № 724 «О создании Хакасского государственного университета» было принято 19 июня 1994 года.  10 августа 1994 года Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Хакасия и Совета Министров Республики Хакасия от №10/10 университету присвоено имя Н.Ф. Катанова.  Социально-экономические изменения середины 90-х годов обострили необходимость подготовки в Хакасии собственных специалистов в области юриспруденции, экономики, информационных технологий, сельского хозяйства и других отраслей. В этой связи ХГУ им. Н.Ф. Катанова формировался как многопрофильный университет классического типа, реализующий многоуровневую модель высшего образования, основанную на принципах непрерывности и преемственности. Первоначально состав вуза образовывали 10 факультетов (физико-математический, индустриально-педагогический, биолого-химический, исторический, русской филологии, национального образования и тюркологии, дошкольного образования, экономики и права), 3 училища (педагогическое, медицинское, музыкальное) и сельскохозяйственный техникум. В дальнейшем структура изменялась как за счет открытия новых, так и реорганизации уже действующих подразделений.

В переходный момент, то есть последним ректором АГПИ был кандидат исторических наук, профессор С.П. Ултургашев, который возглавлял Абаканский пединститут с 1977 года. Первым ректором Хакасского госуниверситета стал доктор философских наук, профессор В.А. Кузьмин. С ноября 2006 года университетом руководил кандидат физико-математических наук, профессор Г.С. Сурвилло. С августа 2008 года по февраль 2015 года обязанности ректора исполняла доктор медицинских наук О.В. Штыгашева. В январе 2015 года на конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Т.Г. Краснова была избрана ректором ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

Сегодня в состав университета входят 9 институтов (естественных наук и математики (ИЕНиМ), информационных технологий и инженерного образования (ИИТИО), искусств (ИИ), истории и права (ИИП), непрерывного педагогического образования (ИНПО), филологии и межкультурной коммуникации (ИФиМК), экономики и управления (ИЭУ); медико-психолого-социальный (МПСИ), сельскохозяйственный (СХИ); колледж педагогического образования, информатики и права (КПОИиП) и 4 колледжа в составе институтов (Сельскохозяйственный колледж, Медицинский колледж, Музыкальный колледж и колледж технологий сервиса). Кроме того – факультет дополнительной подготовки студентов (ФДПС), а также институт повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПКиПК), где реализуются программы дополнительного образования. В образовательно-научной инфраструктуре: библиотека с филиалами (в том числе электронными читальными залами); институт гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии; издательство; центр информационных технологий; юридическая клиника; ресурсный центр «IТ-технологии» и т.д. Материально-техническую базу образуют 17 учебных корпусов с 8 спортивными залами, 11 общежитий, комбинат питания, здравпункты и т.д.

Профессиональная подготовка осуществляется по 11 основным группам направлений подготовки высшего профессионального образования (естественные, гуманитарные и социальные науки, образование и педагогика, здравоохранение, культура и искусство, экономика и управление, сфера обслуживания, сельское и рыбное хозяйство, информатика и вычислительная техника, строительство и архитектура, безопасность жизнедеятельности, природоустройство и защита окружающей среды); 9 основным группам среднего профессионального образования; программам послевузовского образования, включая интернатуру, ординатуру, аспирантуру (13 научных отраслей). Имеется докторантура по двум научным специальностям (07.00.02 – Отечественная история и 10.02.01 – Русский язык). На базе университета  работает совет по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности: 10.02.01. – Русский язык (филологические науки).

Университет обеспечен квалифицированными научно-педагогическими кадрами: среди преподавателей 300 кандидатов наук и доцентов, более 60 докторов наук и профессоров. Контингент обучающихся всех уровней и форм обучения составляет около  9  тысяч.

Являясь крупнейшим научным центром региона, ХГУ им. Н.Ф. Катанова осуществляет научно-исследовательскую деятельность по 16 научным основным направлениям, 5 из которых соответствуют Приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечню критических технологий Российской Федерации. Основные научные направления университета охватывают все области наук и соответствуют профилю подготовки обучающихся. Выполняются фундаментальные, поисковые, прикладные и методические научные исследования.

Научные коллективы университета участвуют в решении актуальных проблем региона: реализуются целевые программы в области сохранения и развития языков, образования, биологии и экологии;  ведется разработка национально-регионального компонента общего образования, учебников по хакасскому языку и литературе и т.д.

Двое из ведущих ученых ХГУ отмечены как руководители научных коллективов, получивших статус «Научная школа Республики Хакасия» (2010 г.): доктор физико-математических наук В.Н. Удодов и доктор ветеринарных наук В.Ю. Чумаков. За высокие показатели в подготовке научных и научно-педагогических специалистов высшей квалификации удостоены премии Главы Республики Хакасия доктор филологических наук И.В. Пекарская (2011 г.), доктор исторических наук Н.Я. Арамонова (2012 г.), доктор педагогических наук Н.П. Шишлянникова (2012 г.).  Также премией Главы Республики Хакасия за высокие результаты научных исследований и их внедрение в социально-экономическую сферу Республики Хакасия награждались кандидат ветеринарных наук Е.Л. Безрук (2011 г.) и доктор медицинских наук В.В. Юрченко (2011 г.). Более 40 сотрудников награждены знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». В целом же различными государственными, отраслевыми и другими наградами удостоены около 200 работников университета.  

Подтверждая высокий уровень и авторитетность научных коллективов, ХГУ им. Н.Ф. Катанова успешно выступает как центр проведения научных мероприятий – международных, всероссийских, региональных и внутривузовских. Например, не одно поколение исследователей сформировалось в рамках проводящейся с 1997 года ежегодной международной школы-конференции студентов и молодых ученых «Экология Южной Сибири и  сопредельных территорий». А основной в республике стартовой площадкой для молодежи, стремящейся к научной деятельности, являются Дни науки «Катановские чтения», представляющие самое масштабное мероприятие  университета (более 2500 участников).

С использованием базы университета осуществляется конкурс на лучшую научную работу студентов, учрежденный Правительством Республики Хакасия. Студенты университета успешно участвуют в этом статусном республиканском мероприятии.  В  2012 году итогом названного конкурса для ХГУ им. Н.Ф. Катанова стало 20 призовых мест из 24 возможных. Первые места получили студенты: в номинации «Естественные науки» – Данил Сердюков (ИЕНиМ), в номинации «Гуманитарные науки» – Елена Лысько (ИИП), в номинации «Социально-экономические науки» – Мария Вернер (ИЭУ).

Студентам университета предоставляется возможность участвовать и в выездных научных мероприятиях. В 2012 году состоялось 63 командных и персональных выезда. Объединенная команда ИНПО и ИФиМК завоевала I место на всероссийской студенческой олимпиаде «Тюркские языки. Филология. Языки и литература наров России (Горно-Алтайск), в индивидуальном первенстве грамотой за лучшее знание в области тюркского фольклора и литературы награжден Владислав Канзычаков. Делегация от нескольких институтов ХГУ им. Н.Ф. Катанова  принимала участие в 50-й международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс» в Новосибирске: 12 наших студентов получили награды за призовые места; дипломами I степени удостоены Наталья Борисова (ИНПО) и Екатерина Субракова (ИФиМК).  Студент ИИП Александр Глухов, побывавший в Москве на ХVIII международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов-2012», был награжден грамотой за лучший доклад в подсекции «Уголовное право». География участия студентов в выездных мероприятиях 2012 года была разнообразна: Красноярск, Томск, Кемерово, Новосибирск, Иркутск, Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Чита, Казань и т.д.  Результатом этих выездов стало 57 дипломов и грамот, полученных студентами университета.

Успешно проявляют себя в испытаниях творческого плана, в том числе выездных, проверяя уровень профессионального мастерства, студенты института искусств. Так, обучающаяся по специальности «Декоративно-прикладное творчество (художественная керамика)» Мария Баскакова получила, начиная с 2012 года, 18 дипломов. Из них: два диплома за первое и третье место XII международной выставки-конкурса современного искусства «Российская неделя искусств» (Москва); два диплома за первое и второе место V международной выставки-конкурса современного искусства «Санкт-Петербургская неделя искусств» (Санкт-Петербург);  диплом международной выставки-конкурса современного славянского искусства «Дни русской культуры в Латвии» (Рига).

Три года завоевывают гран-при на международном конкурсе-фестивале «Сибирь зажигает звезды» (Новосибирск) в номинации «Вокал эстрадный. Соло» студенты музыкального  колледжа ИИ ХГУ им. Н.Ф. Катанова: в 2012 году – Юлиана Геккель, в 2013 году – Ксения Беломыцева, в 2015 году – Полина Антипина. Также студенты музколледжа награждались дипломами международного конкурса «Музы Мира» (Москва), всероссийского конкурса «Москва – Бийск транзит (Бийск), всероссийского регионального фестиваля молодежного творчества «Звездный дождь» (Красноярск) и др.

Впечатляют спортивные достижения студентов факультета физической культуры. Основные победы 2013 года: Дмитрий Казыгашев в Японии победил на Кубке мира по косикэ каратэ; Татьяна Зырянова завоевала в Казани золото 27-х Всемирных студенческих игр в борьбе на поясах, а в Иваново – первое место на Кубке России; Вадим Трунов  победил во Франции на Чемпионате мира IPC по легкой атлетике. 

Университет продолжает активную интеграцию в международное образовательное пространство, развивая контакты с такими представительствами, как Немецкая служба академических обменов (DААD), Немецкий культурный центр им. Гете и др.  Подписаны договоры с учебными заведениями Австрии, Болгарии, Греции, Казахстана, Кыргызстана, Китая,  Монголии, Польши, США, Кыргызстан, г. Бишкек Узбекистана. В стенах ХГУ им. Н.Ф. Катанова проходят стажировки студенты из Австрии, Китая, Монголии, США. В тоже время университетом используются возможности, позволяющие направлять студентов, аспирантов и преподавателей на работу и обучение за рубеж.

Будучи ведущим государственным вузом на территории Южной Сибири, ХГУ им. Н.Ф. Катанова остается главным центром формирования интеллектуальной хакасской элиты –  46 процентов обучающихся в университете принадлежат коренному этносу, что составляет более 80 процентов от количества всех хакасов, получающих высшее образование. ХГУ им. Н.Ф. Катанова обеспечивает сохранение и развитие национальной культуры хакасов, является единственным вузом в России, который ведет подготовку специалистов в области хакасского языка и литературы, народного творчества. Ведущим в этом направлении научно-исследовательским подразделением университета является институт гуманитарных исследований и саяно-алтайской тюркологии.  ИГИСАТ занимается исследованием проблем функционирования хакасского языка и языков других народов Республики Хакасия и Саяно-Алтайского региона, а к его практическим приоритетам относится актуальная в современном плане развития национальной культуры задача – подготовка кадров высшей квалификации, докторов наук по хакасской филологии и теории языка.

Спустя 20 лет с момента создания ХГУ им. Н.Ф. Катанова представляет собой немаловажный фактор устойчивого развития региона и основной полигон, обеспечивающий кадрами с высшим и средним профессиональным образованием Республику Хакасию, Республику Тыву, близлежащие районы Красноярского Края и Кемеровской области. Выпускники университета, среди которых ученые, педагоги, государственные деятели, ведущие специалисты и руководители ведомств, учреждений и предприятий,  достойно представляют свой вуз во всех сферах профессиональной деятельности.

Страница создана: 25.01.2011
Последний раз редактировалась: 19.03.2015
Новости
29.05.2017

Международный проект с участием ХГУ: совершенствуем инженерные образовательные программы

Завтра, 30 мая, в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова состоится заседание круглого стола, которое проводится в рамках реализации совместного Международного проекта программы Европейского Союза Эразмус+ (Совершенствование инженерных образовательных программ на основе дуального обучения).
29.05.2017

ХГУ читает вместе с Россией

Накануне в Хакасском госуниверситете им. Н.Ф. Катанова проведён Всероссийский литературный квест «Читай-страна!».
26.05.2017

День открытых дверей для абитуриентов магистратуры и аспирантуры

26 мая 2017г. в Хакасском государственном университете им. Н.Ф. Катанова впервые прошёл День открытых дверей для абитуриентов, желающих продолжить обучение в магистратуре, ординатуре и аспирантуре.
26.05.2017

«География в современном мире: проблемы и перспективы» – конкурс на участие в V Молодёжной летней школе РГО

Русское географическое общество объявляет конкурс для участия в V Молодёжной научно-практической летней школе «География в современном мире: проблемы и перспективы». Она пройдёт с 19 по 26 августа 2017 года в культурно-образовательном центре «Этномир».
26.05.2017

Будущих учёных ждут в аспирантуре ХГУ

Почти полсотни абитуриентов – будущих учёных ждёт в нынешнем году аспирантура Хакасского госуниверситета. Приём документов поступающих уже ведётся.
26.05.2017

20 бюджетных мест будет предоставлено в сельхозколледже ХГУ в будущем году на специальность «Агрономия»

На 2018-19 год для поступающих в Хакасский госуниверситет по программе среднего профессионального образования специальности «Агрономия» имеется 20 бюджетных мест.
25.05.2017

«День открытых дверей» для абитуриентов-иностранцев

Сегодня в институте филологии и межкультурной коммуникации проведён «День открытых дверей» для иностранных граждан, обучающихся в ХГУ им. Н.Ф. Катанова по программе дополнительного образования «Русский как иностранный». Эта программа является стартовой площадкой для студентов-иностранцев, которые планируют поступать на основные образовательные программы вуза.